Большое интервью. Чылтыс Таннагашева: «Я не смогу жить вдали от родных мест»

Пожалуй, одна из самых известных и самобытных артисток Кузбасса – это исполнительница горлового пения и солистка Государственной филармонии Кузбасса им. Б.Т. Штоколова Чылтыс Таннагашева. О том, почему в паспорте у нее стоит другое имя, какую музыку она сама слушает и почему для нее горловое пение – потребность организма, Чылтыс рассказала корреспондентам газеты «Кузбасс».

Шорская Звезда

– Правда ли, что Чылтыс (переводится с шорского как «звезда») – это ваш псевдоним?

– Да, родители при рождении назвали меня Ольгой, на самом деле, а Чылтыс было вторым именем, которое нигде не задокументировано. Но в начале двухтысячных был переломный момент, когда я попала в серьезную аварию. Мне и до этого больше нравилось имя Чылтыс, но после автокатастрофы оно утвердилось в моей жизни до конца. Кроме того, я тогда начала заниматься шорской национальной культурой. Причем до этого я даже не думала, что все получится именно так: у меня не было интереса к сцене – может, только в детстве хотела стать артисткой.

 Наверняка ваш профессиональный круг не такой широкий и все друг друга знают. Скажите, много ли сейчас людей, кто занимается горловым пением профессионально?

– В Кузбассе, к сожалению, сейчас у меня нет коллег. Некоторые пробовали в любительском плане, но профессионально так и не начали заниматься. Немного объясню терминологию: в Кузбассе, в Хакасии и на Алтае развито сказительское искусство. В то время как в Тыве упор делается на техническую составляющую горлового пения. Там живут мастера, владеющие всеми основными видами этого искусства.

– Я слышала, что мужчины не одобряют, когда женщина занимается вашим делом. Так ли это?

– Да, по их мнению, горловое пение мешает девушке забеременеть и приносит ей несчастье. Но не знаю… Поймите, для меня это потребность организма, а не какое-то мое желание, это то, что зарождается внутри меня и мне неподвластно… Однажды мне друг и наставник предсказал, что если прекращу заниматься традиционной культурой, то навлеку на себя беды.
Про себя могу добавить, что мое творчество не помешало мне родить прекрасную дочку. Ее зовут Умай, ей 11 лет. Ее имя переводится как «богиня, оберегающая детей и беременных женщин, богиня плодородия». Дочь действительно женственная и мягкая по своей натуре. Она тоже играет на национальных инструментах. Умай вообще творческий человек: любит рисовать и лепить, обожает работать руками.

 А горловое пение она не пробовала?

– Пока нет, но мне кажется, ей рано еще. Да и я не хочу, чтобы она этим занималась: это трудное искусство, кроме того, оно влияет на сердечно-сосудистую систему.

– Вашу дочку очень красиво зовут, а интересно, много ли людей сейчас выбирают для детей шорские имена?

– Не так много, на самом деле, но я всех призываю называть своими именами и сохранять наш язык. Когда езжу в деревни Горной Шории, слышу, что там общаются на шорском в повседневной жизни – это такой бальзам на душу для меня! С дочкой мы дома говорим на двух языках: по-шорски и по-русски.
Я тоже, как могу, содействую сохранению нашей культуры, помимо творчества: в городском центре культуры обучаю детей игре на национальных инструментах и горловому пению. Сейчас у меня 30-35 учеников. Могу похвастаться, что ребята с моих первых выпусков не забрасывают это дело и продолжают играть на наших инструментах даже в сознательном возрасте. И это здорово!

– А взрослых не обучаете?

– Пробовала, но с ними почему-то не получается.

– Давайте вернемся к вашей музыке. У вас есть записанные альбомы?

– Да, их два. Первый «Каан Тегри» (переводится как «Божественное небо») вышел в 2008 году, второй – «Усчы Элим» («Мой мастеровой народ» – шорцы же искусные кузнецы) – в 2016-м. Первый диск был рассчитан на европейского слушателя. Второй – по своему духу ближе к моему народу. Хочу выпустить третий, но катастрофически на это не хватает времени – пока могу об альбоме только мечтать. Но могу сказать точно, что он будет чисто инструментальным.

 Интересно, а какую музыку вы сами слушаете?

– Этническую в основном. Люблю монгольские группы, калмыцкого певца-джангарчи Владимира Каруева – словом, слушаю своих коллег. Мы же с другими исполнителями горлового пения не конкуренты, а друзья. Общаемся часто в социальных сетях, встречаемся на концертах и фестивалях.

Это мой дом и мой мир

– Знаю, что все лето у вас расписано гастролями и концертами. В какие города и страны чаще всего приглашают?

– Что касается России, то это, как правило, восточные регионы. А за границу приглашают в Казахстан, Турцию, Кыргызстан, Азербайджан. В Европе тоже бываю: не так давно ездила на этнофестиваль в Норвегию, например. А в начале июля буду выступать на большом форуме в Нур-Султане, куда прилетят продюсеры и музыкальные критики со всего мира. С нетерпением жду этого момента! Мне вообще нравится, как принимают в Казахстане. Там все организовано на профессиональном уровне: свет, звук и так далее, и работать с ними – одно удовольствие. Да и публика всегда живо реагирует на концертах.

– А никогда не хотелось переехать из Мысков, где вы живете?

– Раньше было такое желание, а сейчас понимаю: ну куда я поеду?.. Я не смогу жить вдали от родных мест, от своих корней. Мне нужна наша природа в том числе. Раньше в лесу часто бывала: с отцом выбирались за шишками, за колбой – жили в тайге по несколько дней. Потом стала сама ходить по священным местам. В последний раз была на шорских мегалитах (древних строениях). Конечно, очень интересно там. Камни желаний это что-то удивительное. Я вставала на них – голова идет кругом, чувствуешь, как входишь в другое измерение… Одним словом, это все – мой дом и мой мир. Пыталась как-то жить в других местах, но все равно возвращалась на родину.

Может понравиться...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!